МКОУ « Касторенская СОШ № 1»
Касторенского района Курской области
Открытый классный час
(2 «Б» класс)
Классный руководитель
Мордасова Светлана Вячеславовна
п. Касторное, декабрь 2015
Цель:
формирование правовой культуры учащихся 2 класса через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
Планируемые результаты:
- предметные: помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- метапредметные: развивать умение называть свои права и анализировать поступки других; удерживать цель классного часа в течении всего урока; выполняя задания, уметь работать в группе.
- личностные: воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: проектор, экран, презентация, жетоны 4 основных цветов, памятка «Права ребёнка» по количеству обучающихся.
Ход классного часа
Столы в классе расставлены для работы в четырех группах.
Звучит песня «Здравствуй, мир!»
Дети заходят в класс. При входе каждый ребенок получает жетон определенного цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
Учитель: Рассаживайтесь согласно цвету вашего жетона.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!
Учитель: А кто же в государстве обязан защищать права детей?
Учитель: Дорогие ребята и уважаемые гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек, и обязанностям, про которые нельзя забывать. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю ребятам настроиться на коллективную работу в группах, зарядить своей положительной энергией наших гостей и создать друг другу хорошее настроение – пожмите руки.
Итак, мы начинаем!
Учитель. Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди.(слайд) Одновременно с ними появились и главные вопросы.
- Что люди могут делать и что не могут?
- Что они обязаны делать и что не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- Что для человека самое важное, что он должен беречь и ценить?
Учитель: Сегодня нашу встречу с вами освещает Солнышко. И это не случайно.
- Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?
(Солнце даёт жизнь всему живому)
- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.
1) - Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым важным?
("Жизнь" - луч на доске, пословица "Жизнь дана на добрые дела")
- Докажите, почему самым дорогим богатством для человека является жизнь.
Вывод: Человек имеет право на жизнь(слайд)
2) Учитель. Не менее важным, подсказывает Солнышко, является - здоровье.
Луч "здоровье", пословица "Здоровый нищий счастливее больного короля")
- Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других?
Вывод. Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание(слайд)
3)- Без чего, без кого человек не сможет быть счастливым? (Без семьи)
(Луч "семья", пословица "Вся семья вместе, так и душа на месте")
Докажите своё мнение, (слайд)
Вывод. Каждый человек имеет право жить в семье.
4) - Когда ребёнок достигает в семье 7-го возраста, что он посещает? (Школу)
(Луч "образование", пословица "Ученье - свет, неученье - тьма»)
Докажите своё мнение
Вывод. Каждый человек имеет право на образование.
5) - Что же ещё является значимым для человека? Почему люди вдалеке тоскуют? (Луч "Родина", пословица "Родина - мать, умей за неё постоять")
- Кем мы являемся для своей родины? (Гражданами)
Вывод. Человек имеет право быть гражданином своей страны.
6) - Ребята, что нужно для того, чтобы люди не воевали друг с другом, а жили в согласии?
(Луч "Мир", пословица "Мир да лад - большой клад")
Вывод. Да, действительно, мир является одним из важных условий для жизни человека. Война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на земле. Так появилась Организация Объединённых Наций, (слайд, книга)
Главной целью ООН является поддержка мира во всём мире, развивать дружеские отношения между народами.
- Ребята, одним из направлений деятельности ООН является защита прав человека. Поэтому 10 декабря в 1948 году ООН был принят очень важный документ - Всеобщая Декларация прав человека, (слайд) И теперь в этот день весь мир отмечает праздник прав человека.
- Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то порядок на Земле восстановится.
- Итак, мы с помощью Солнышка и вашей помощью составили самые важные права для детей, которые нельзя ущемлять.
Учитель: - Сейчас предлагаю вам посмотреть видеосюжет со сказочными героями, права которых были нарушены. Задача для каждой группы - Назвать правило, которое было нарушено.
Просмотр видеосюжета, ответы групп по ходу просмотра.
Учитель: Ребята, назовите те права, которые отражены во Всеобщей Декларации прав человека.
- Право на жизнь, имя и гражданство.
- Право на жизнь в семье с родителями.
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых.
Физкультминутка
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(«Приглашающие» движения руками.)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
(Указательный палец показывает на всех приглашенных.)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
(«Приглашающие» движения.)
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
(Движение обеими руками вперед - сажают пироги в печь.)
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(Имитация кормления крошками птицы.)
- Чем занимались дети? (домашними обязанностями)
Знать свои права - хорошо, но соблюдать обязанности должен каждый!
Учитель: Обсудите в своих группах, какие обязанности нужно соблюдать дома, в школе, в кинотеатре, по отношению к книгам, которые вам дают в библиотеке.
- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете? (Выступление 1группы)
- Какие обязанности есть у ученика в школе? (Выступление 2 группы)
- Как, по-мнению, ребят 3-й группы, обязаны вести себя люди в кинотеатре? (Выступление 3 группы)
- Ну а сейчас послушаем ребят, которые нам расскажут про свои обязанности пользования библиотечными и другими книгами. (Выступление 4группы)
Береги книгу!
Дают вам учебники в школах бесплатно.
И это, конечно же, очень приятно.
Но в этой приятности что неприятно:
Весною учебник сдается обратно...
А если ты, скажем, не очень опрятна,
И там на страницах какие-то пятна?
Чернилами синими залит портрет...
В тарелку учебник свалился случайно...
Грязнуля?
Но это твой личный секрет!
Твоя, так сказать, сокровенная тайна.
И вдруг за зимою приходит весна!
Все улицы залиты солнечным светом!
Учебники в школу вернуть ты должна...
Вернуть со своим сокровенным секретом.
Какой-то мальчишка из младшего класса
Отыщет там пятнышко хлебного кваса
И спросит:
- Скажите, вы правда грязнуля?
Вы этот учебник весною вернули
С большим живописным пятном на обложке!
Еще я нашел там следы вашей кошки.
Заляпан стишок на четвертой странице,
Какао следы оказались в таблице,
Вверху на полях нарисован пиджак... –
Попробуй поспорить, что это не так!
Ведь надо же: там, где фамилия ваша,
Печать приложила перловая каша!
Учебник... Ну что в нем?
Обложка... Страницы...
Но он в то же время –
Портрет ученицы!
Хозяйка учебник весь год изучает,
А он для себя кое-что подмечает
И может весной доложить без утайки
О странных привычках и нравах хозяйки!
В. Суслов
Итог кл. часа:
Учитель: - Итак, что вы можете кратко сказать о теме нашего классного часа «Я имею право, но обязан!»
-Молодцы! Вы всё запомнили. На память о нашем кл. часе я вам подарю солнышки с лучиками - правами, а об обязанностях никогда не забывайте!
|