Четверг
23.05.2024
18:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт Мордасовой Светланы Вячеславовны - учителя начальных классов
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Нормативные документы [6]
1 класс [8]
2 класс [9]
3 класс [15]
4 класс [12]
Музыка [2]
Родителям на заметку [34]
Контакты [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » 1 класс

Урок по литературному чтению в 1 классе. УМК "Перспектива" "В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!"
29.05.2016, 23:27

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная  школа №1»

Касторенского района Курской области


 

 

 

 

 

Литературное чтение

1 класс 

УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)


Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Мордасова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

 

 

 

Тип урока: урок - исследование.


Учебная задача: учить различать народные и авторские сказки; продолжать формировать понятия об отличительных особенностях народной сказки. 


Планируемые результаты урока:

- предметные: будет различать народные сказки и авторские; будет давать характеристику героям русской народной и авторской  сказок; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; будет выразительно читать диалоги в сказке: передавать настроение персонажей, их характер. 

- метапредметные:

  • регулятивные: принимает и удерживает цель урока; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
  • познавательные: учится владеть навыками смыслового чтения; сравнивает, анализирует, делает выводы;
  •   коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

- личностные: чувствует красоту художественного слова.

 

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк - Горбунок» П. Ершова, Сказки Л. Пантелеева, минусовка русской народной песни «Во поле берёза стояла», картинки с изображением солнышка, шапочка петушка.

 

                                                  

 

 

 

                                                  

 

 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

(На доске тема урока, эпиграф к уроку - пословица «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»)

На фоне тихой музыки (СЛАЙД 1) учитель читает стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки…

- Внимательно посмотрите на доску и прочитайте, что написано.

- Как вы можете объяснить смысл пословицы?

- Предположите, над чем мы будем работать на уроке? (Над сказками)

          2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

       2.1 Анализ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

                  

- Какую сказку вы читали дома? («Лиса, заяц и петух»)

- Назовите персонажей сказки?

- Кто из персонажей вынесен в название сказки? Почему?

- Кто автор сказки? (народ)

- Определите жанр сказки (русская народная сказка, сказка о животных)

-  Какое событие стоит в центре сказки?

- Как каждый из персонажей вел себя?

- Что нужно было сделать, чтобы восстановить справедливость?

- Кто вызвался помогать Зайчику в беде?

- Что общего в поведении собак и медведя?

- Почему? Ведь эти животные сильные, большие?

       2.2 Работа в группах.

- Ребята, кто желает поработать в группах? Разделитесь по желанию на  3 группы. Вспомните правила работы в группе (СЛАЙД).

Задание:                                        

 - На карточках подчеркните те качества характера, которые подходят к указанному герою. Обоснуйте, почему вы выбрали эти качества.

 

Лиса                                                                                                                          Хитрый

Смелый

Добрый

Отзывчивый

Злой

Заяц                                                                                                                                                         Храбрый

Трудолюбивый

Находчивый

Трусливый

          Петух                                                                                                                                               Ленивый

Уверенный  в своих силах

 

(Устно побеседовать с учащимися о выполненном задании. Сверка с эталоном (Слайд 2)).

 

Вывод

Под сказочными героями подразумеваются люди, их характер. Не все можно сделать силой, иногда нужна смекалка, находчивость, настойчивость, терпение и даже хитрость. Здесь кроется мудрость народная.

- А сейчас я приглашаю всех в театр посмотреть заключительную часть сказки.

          2.3 Чтение сказки по ролям

- Почему Петуху удалось выгнать Лису из домика?

- Как можно голосом передать эти качества Петушка? Какие слова Петушка вам кажутся наиболее красивыми, выразительными? (на плечи, посечи). Они передают колорит русского слова. Как будем читать его песенку? (1-2 человека читают с места)

Вывод

Петушок встает на защиту справедливости, его желание - во что бы то ни стало восстановить справедливость, помочь. Коса выступает как орудие справедливости.

 

-А как в это время ведёт себя Лиса? Как мы передадим эти качества Лисы голосом? (чтение слов Лисы 1-2 чел.)

-Кто желает прочитать по ролям сцену победы добра над злом? Мне нужно 3 человека: автор, Петух, Лиса. Не забывайте правильно интонировать.

2.4  Работа над отличительными особенностями сказки.

- Итак, назовите отличительные особенности сказки о животных. (Учитель выводит их на экран (Слайд 3))      

- Животные разговаривают, наделены человеческими качествами.

     - Троекратный повтор.

               - Добро побеждает зло.

               - Сказка даёт поучительный урок.

               - Автор – народ.

3. Физкультминутка со сменой положения тела.

- А какой клич, призыв к борьбе повторял Петушок? (Ку-ка-ре-ку!)

- Кто хочет провести физкультминутку, опираясь на слова Петушка?

Ку-ка-реку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,
Поди, лиса, вон.

(Ребёнок перед классом показывает импровизированные движения под музыку к словам главного героя сказки 2 раза.)

4. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, а всегда ли автором сказок выступает народ? (Мнения учащихся. Можно заранее организовать выставку авторских сказок – А.С. Пушкин и др.)

- Итак, мнения разделились, одни утверждают, что сказки - это народный жанр, другие, что существуют ещё и авторские сказки.

- А есть ли между ними отличия, и какие есть сходства? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?  (Мнения учащихся)

- Попробуем разобраться в этом.

5. Построение проекта и выхода из затруднения.

 - Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться различать народные сказки и авторские.)

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? На что мы обратим внимание при чтении новой сказки? (На отличительные особенности авторской сказки от народной) (Слайд 4 Цели урока)

6. Реализация построенного проекта. Знакомство детей с авторской сказкой «Две лягушки».

(Слайд 5 - Леонид Пантелеев)

   6.1 Знакомство с творчеством Л. Пантелеева.

Псевдоним- Алексей Иванович Еремеев

Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг.)

 – Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного детского писателя - Леонида Пантелеева. Настоящее имя писателя Алексей Еремеев, а печатался он под выдуманными именем и фамилией, псевдонимом – Леонид Пантелеев. Это привычное явление в литературе.  С самого раннего детства Алёша Еремеев очень любил читать. Читал много, запоем. Мать Алёши, Александра Васильевна, выписывала детский журнал «Золотое детство», который он с братом и сестрой с удовольствием читали. Потихоньку мальчик пристрастился и ко взрослой литературе. У него много рассказов для детей. Их можно взять в нашей библиотеке. Леонид Пантелеев писал и для детей, и для взрослых. 

 

- Давайте поближе познакомимся с его творчеством, сказкой «Две лягушки».

 

   6.2  Чтение сказки учителем.

- Пока я буду читать, вы подумайте:

 - Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

 

7. Первичное закрепление во внешней речи.

- Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

-С какой лягушки вы хотели бы взять пример?

- К какому литературному жанру относится это произведение? Ответ обоснуйте. (Авторская сказка о животных).

 

7. 1 Словарная работа.

- В тексте  нам встретились новые и малоупотребляемые слова. (На доске)

- Прочитайте и объясните смысл этих слов.

КАНАВА (неглубокая и неширокая траншея)

ПОГРЕБ  (кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов)

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ

БАРАХТАТЬСЯ (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости)

БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ

БУЛТЫХАТЬСЯ (плескаться)

ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ

ЗАХЛЕБНУТЬСЯ (задохнуться или поперхнуться от попадания в дыхательное горло жидкости)

 

  7.2 Повторное чтение сказки по цепочке. Работа по содержанию.

- Еще раз прочитаем сказку, чтобы лучше понять ее содержание, смысл и достичь поставленной цели. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Где жили две лягушки-подружки?  (Они жили в одной канаве.)

- Что случилось однажды с лягушками?  

- Как они оказались в горшке со сметаной?

- Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

- Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

- Какой урок приготовила нам эта сказка?

- Похоже ли поведение лягушек на поведение людей?

 

8. Физкультминутка - для глаз (СЛАЙД 6)

 

 

 

- Давайте снимем напряжение с глаз. Следуйте ими за движениями указки. Закройте глаза руками, поморгайте, продолжим работу на уроке.

 

9. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

-Сейчас мы с вами будем работать парами, словно исследователи. На карточках выберите из позиций  русских народных сказок те, которые подходят и для авторской сказки Л. Пантелеева «Две лягушки».

-Давайте посмотрим,  что же вы открыли для себя? (Проверка работы в группах. Позиции выводятся на экран, отличие в позиции автор)

-Итак, по какому пункту авторская сказка отличается от русской народной? Чем они схожи?

 

- Вернемся к теме нашего урока.

- Согласны ли вы, что справедливость царит в сказке? (да) Докажите.

- И еще очень важное слово солнышко. Оно символизирует добро, тепло, свет.

В сказках люди не просто мечтали о победе добра, а учили быть твердыми в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом. Сказки давали урок (поучение). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 

-У каждого из вас на столе лежит солнышко. Напишите на нём, чему нас учит авторская сказка «Две лягушки»? (1-2 чел. Спросить)

 

10. Рефлексия.

- Вернёмся к СЛАЙДУ № 4, достигли ли мы поставленной цели? Докажите.

- Кому было легко выполнять предложенные задания? Почему?

- Кто нуждался в помощи учителя, одноклассников? Почему?

 

11. Д/З

- Кто желает, дома может изобразить эпизод понравившейся сказки в тетради по литературному чтению

 

 

 

 

 

 

Категория: 1 класс | Добавил: swetlanamordasowa
Просмотров: 2790 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz