Учителя начальных классов уже давно дружат с компьютером, не имея специального образования. Он является своеобразным «окном» в интересный и увлекательный мир науки.
Как же я использую ИКТ в своей педагогической деятельности?
- Работа с ресурсами Интернет
- Создание персонального сайта
- Создание презентаций к урокам
- Использование интерактивной доски к готовому электронному приложению к учебнику.
Сегодня Интернет плотно вошел в нашу жизнь. Его используют для общения, обучения, поиска информации, покупки товаров и многого другого. Почти каждый из нас использует «всемирную паутину» для получения различного рода информации с разных сайтов для самообразования или для подготовки к урокам. Многие из нас имеют свои персональные сайты, которые являются визитной карточкой педагога. Родители, отдавая ребёнка в школу, переживают, к какому учителю попадёт их чадо. Посетив сайт учителя, у них складывается первое впечатление о нём, как о всесторонне развитой личности, человеке, шагающим в ногу со временем, удовлетворяя интересы ребёнка. И мы от этого никуда не уйдём. Это своеобразное портфолио учителя, его папка успеха, в электронном виде.
Современный ребёнок живёт в мире информационно-коммуникационных технологий. Владение ими ставится в современном мире в один ряд с такими умениями, как умения читать и писать.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала, выходящего за рамки учебника, к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Она сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» И, действительно, с этим выражением руководителя рекламного агентства Фреда Барнарда не поспоришь.
Например, создавая презентацию к уроку Литературного чтения в 1 классе «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!», я легко с помощью музыкального видеофрагмента мотивировала детей на учебную деятельность.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки…
После такого настроя, первоклассники без труда выдвинут предположение, над чем они будут работать на уроке.
С помощью слайдов презентации на экране при помощи щелчка мыши появляется та или иная информация, которую нужно либо проверить, либо по ней сверить свои предположения, так называемые слайды-эталоны. Мне презентации помогают на любом уроке, если они грамотно составлены, не отягощены лишним информационным материалом. Даже разнообразные физкультминутки сейчас проходят динамично, интересно, благодаря мультимедийной презентации.
Также создавать устойчивую мотивацию учащихся к получению новых знаний и помогать творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся в начальной школе, помогает использование интерактивной доски. Она помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. На электронной доске можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У маленького исследователя большого мира это вызывает восторг. Он сам не замечает, как овладевает навыками счёта с переходом через десяток, узнаёт жителей Африки и познаёт удивительный мир искусства. У учителя же появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с ними общий проект урока.
Ну и не могу наряду с «плюсами» не сказать о «минусах». Во-первых техника – это дорогостоящее удовольствие, не каждый кабинет оснащён проектором, не говоря уже об интерактивной доске. Когда устанавливаем мы проектор, внешний вид тянущихся проводов оставляет желать лучшего.
Также не могу отметить и то, что подготовка уроков с использованием ИКТ требует от учителя ещё более тщательной подготовки. Необходимо продумывать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Не стоит забывать о том, что по регламенту в день непрерывное использование средств ИКТ должно быть:
- в 1-2 классах не более 15 минут;
- в 3-4 классах не более 20 минут.
Подводя итог вышесказанному, хочется процитировать слова великого педагога К. Д. Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
|